Как известно, Эльдару Рязанову и прочим – некогда кинотворцам, а ныне коллективным «старым клячам» – в Советском Союзе партийные бонзы от ощущения безграничной власти постоянно устраивали творческий геноцид. Губя на корню все гениальные сюжеты, приемы и методы, они кромсали сценарии на свой лад, не давали цветную пленку, заставляли хвалить свой режим и всевозможных доярок-свинарок, выдвигали своих любимчиков на главные роли, потом их же премировали, а действительно талантливых толкали к запою и забвению.
Как известно всем певцам капитализма и невидимой руки рынка, в Голливуде, напротив, такого никогда не было, ибо настоящая конкуренция отсеет лишнее и подчеркнет нужное, дав три «Оскара», виллу и шкатулку с кокаином в придачу действительно талантливому человеку, а не партийной подстилке.
Не будем в очередной раз восхищаться плодами творчества отечественных творцов за последние 25 лет (например, фильмами Сарика Андреасяна), а перейдем непосредственно к родине объективности и справедливости. А именно – к ближайшей церемонии «Оскар», которая состоится 24 февраля.
Дело в том, что при просмотре номинантов основных категорий у любого киномана возникнет несколько вопросов. И в первую очередь: а где же номинации для Пола Томаса Андерсона, и как режиссера, и как сценариста? Пол Томас Андерсон – один из столпов современного (и в первую очередь, американского) кинематографа. Его ленты «Ночи в стиле буги», «Магнолия» и «Нефть» входят в большинство списков лучших фильмов как последних 20 лет, так и за всю историю кино. Все три фильма являются либо номинантами, либо лауреатами престижных мировых премий. Сам Пол номинировался на «Оскар» как режиссер – один раз («Нефть»), как сценарист – два («Магнолия», «Нефть»). Критики всегда поют ему дифирамбы, иногда называя современным Кубриком. А тут – бац! – и ни одной номинации для него, только для ведущих актеров. Даже в список претендентов на «Лучший фильм» не вошел (ее дают продюсерам), а ведь тот не так давно расширили с 5 до 10 фильмов. Что же случилось с мистером Андерсоном?
Читаем официальный синопсис картины «Мастер»: «Демобилизованный моряк с загадочным прошлым не может найти места в послевоенной Америке. Он меняет одну работу за другой, пока случайно не знакомится с харизматичным создателем религиозного культа, известным писателем и философом. К удивлению приверженцев модного учения, их гуру делает агрессивного маргинала своим ближайшим помощником. По мере того как новая вера завоевывает поклонников, бывший бродяга начинает задаваться вопросами о том, во что он верит, и кем является его наставник на самом деле. Но некоторым тайнам лучше оставаться нераскрытыми…»
Дело в том, что главный герой – Ланкастер Додд – был списан Полом Томасом Андерсоном с основателя дианетики и саентологии Рона Хаббарда. А у саентологов – весьма влиятельное лобби в Голливуде. Один только Том Круз чего стоит. Это ведь не просто актер, это, что называется, «super star». То есть актер, способный только своим именем на постере принести фильму пару десятков миллионов в копилку. А он, надо полагать, там не один.
Сразу хочу предупредить, я отнюдь не обвиняю Тома Круза в травле и тому подобном, этого я не знаю. Тут скорее дело в консерватизме Киноакадемии и нежелании «кого-либо обидеть». Однако все посмотревшие «Мастера», как один, пророчили фильму и его создателю «Оскары» в главных номинациях. Авторитетный кинокритик Питер Трэверс назвал его «лучшим фильмом года». Очевидно же, что, попади он в лист претендентов, у него были бы самые сильные шансы взять все, что можно. Поэтому его просто не включили туда. Нет фильма – нет проблемы.
Всю эту содомию видно невооруженным взглядом. Чтобы киноакадемиков совсем уж не закидали помидорами, они сделали претендентом на «лучший фильм» «Любовь» Михаэля Ханеке, другого кинозубра. Мол, мы тут все-таки специалисты, кино ценим. Но фишка в том, что фильм этот снят австрийским режиссером во Франции и на французском языке! Обычно такие фильмы идут соответственно в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а тут он в главной номинации. Дебилизм же в том, что и в иностранных фильмах он тоже заявлен. То есть он по идее может стать и лучшим иностранным фильмом, и лучшим американским! Понятно, что национальную ему не дадут, но сам факт наличия в списке…
Ну, а фаворитом года, естественно, сделали фильм Стивена Спилберга «Линкольн», про, наверное, самого любимого президента США. 12 номинаций у классической биографической политической ленты, от старого доброго Стивена, который уж точно не напакостит. Если ему отдадут главный приз, то Киноакадемия в очередной раз распишется в собственной махровой консервативности и тоталитарной толерантности. Соперником спилберговского детища выступает ура-патриотический, пропагандистский фильм «Цель номер один» про убийство доблестными американцами «врага номер один» – Усамы бен Ладена. Это уже вторая подряд (после «Повелителя бури») милитаристская лента Кэтрин Бигелоу. Правда, у этой только 5 номинаций, у предыдущей их было 9. Притом что ничего выдающегося в «Повелителе» нет. Но зато привязано к политическому курсу госдепа.
Другими примерами того, что Киноакадемия, мягко говоря, не особо объективна и справедлива, могут служить отсутствие в режиссерской номинации Квентина Тарантино и Бена Аффлека. Насчет первого – что, тема рабства не устроила? Или то, что Квентин в каждом интервью говорит, что в США был свой холокост (правда, тут Квентин скромничает, ибо холокост не идет ни в какое сравнение с размерами рабства в США). Ну, а второго, видимо за то, что в его «Арго» персонажи откровенно говорят, что США свергают режимы, где им вздумается, а потом за это расплачиваются сотрудники посольств (это не про случай в Ливии). А, может, дают ему понять, что еще не заслужил, щегол, ибо еще вчера был провальным актером. Тут фишка в том, что Аффлек не так давно стал лауреатом премии от Гильдии режиссеров США. А, как правило, те, кто получает её, получают и соответствующий «Оскар». Вот такая вот загогулина...
В принципе, любому киноману давно ясно, что «Оскар» является главной кинопремией мира только для тех, кто его выдает. Пробегитесь по спискам лауреатов за все время существования премии, и вы не обнаружите там уймы отличных, знаковых, культовых, влиятельных и просто хороших фильмов и творцов. Зато увидите n-ое количество лент, которые помнят только те, кто их снимал. «Мастер» – отнюдь не первая и не последняя жертва Киноакадемии, просто сейчас об этом актуально сказать, ибо свежий и наглядный пример.
Да, кстати, фильм как раз сейчас идет в кинотеатрах (с 14 февраля).
Комментариев нет:
Отправить комментарий