Мир такой, каким ты его видишь...

Мир такой, каким ты его видишь...

понедельник, 18 февраля 2013 г.

Экстремизм по Белковскому

Политолог Станислав Белковский составил программу реформирования Русской православной церкви  

Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский заявил о необходимости ликвидировать Русскую православную церковь как общественную организацию и создать конфедерацию независимых приходов. Депутат Андрей Исаев расценил этот призыв как экстремистский, решив подать в суд на политолога.
Призыв Станислава Белковского к ликвидации Русской православной церкви, опубликованный в «МК» 15 февраля, является экстремистским и направлен на разжигание религиозной розни, заявил в воскресенье заместитель секретаря Генерального совета «Единой России», депутат Госдумы Андрей Исаев.


«Вчера в «Московском комсомольце» была опубликована статья господина Белковского, в которой он предлагает реорганизацию Русской православной церкви. Во-первых, непонятно, какое отношение имеет господин Белковский к Русской православной церкви. Во-вторых, первый пункт предложений содержит призыв ликвидировать РПЦ», – приводит слова Исаева сайт «Единой России».

«Это возмутительный призыв, тем более что он опубликован в одной из самых многотиражных газет России. К тому же РПЦ – это крупнейшее религиозное объединение нашей страны, подавляющее большинство граждан России связаны с Русской православной церковью», – констатировал депутат.

«Считаю данный призыв господина Белковского экстремистским, направленным на разжигание религиозной розни, и как депутат Государственной думы обращаюсь к правоохранительным органам незамедлительно провести расследование по данному факту и принять все необходимые меры воздействия», – заключил Исаев.

Основой реформирования Русской церкви, как пишет Белковский, должна стать ликвидация РПЦ МП как общественной организации. Русская церковь, по его словам, «должна трансформироваться в конфедерацию независимых приходов». Вертикальную модель управления Церковью надо упразднить: прихожане должен выбирать пастырей, пастыри – епископов, епископы – патриарха.

Белковский также предлагает возродить процедуру оглашения (катехизации) и ввести институт конфирмации (каждый взрослый должен подтвердить, что принадлежит к Православной церкви) по примеру католической церкви. «Реформация необходима для того, чтобы Церковь стала институтом раскрепощения русского человека, перестав быть агентом авторитаризма и служанкой светской власти», – пишет Белковский. Так как, по его словам, руководство РПЦ МП «отделило себя от верующих русских людей стеной повыше кремлевской». При этом церковная реформа займет 5–7 лет, считает он.

Ответственность

Если Андрей Исаев, как и обещает, доведет дело до суда, Белковский вполне может оказаться за решеткой.

За осуществление экстремистской деятельности может грозить уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на определенный срок. Так, статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. По первой части статьи грозит штраф до 300 тыс. рублей или арест на срок до 3 лет, по второй части статьи – за те же деяния, совершенные с использованием СМИ, – лишение свободы на срок до 5 лет.


Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации. Это нарушение наказывает штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей, либо обязательными работами до 180 часов, либо исправительными работами до одного года, либо лишением свободы до 2 лет (ч. 1 ст. 282 УК РФ).
Федерация еврейских общин в России на днях призвала законодательно закрепить меры противодействия этническому и религиозному экстремизму, а также ввести штрафы в размере не менее 5 млн рублей по статье 282 УК РФ за возбуждение ненависти и вражды и унижение человеческого достоинства.

Однако пока по этой статье можно отделаться намного легче. Так, в прошлом месяце члена Координационного совета оппозиции (КСО), националиста Константина Крылова суд приговорил к 120 часам обязательных работ по 282-й статье (части первой). Осудили Крылова, правда, не за религиозную рознь: на одном из митингов на Болотной площади весной прошлого года он сказал: «Пора кончать с этой странной экономической системой» (речь шла о субсидиях республикам Северного Кавказа из федерального бюджета).
В сентябре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект, вводящий уголовное наказание за оскорбление чувств верующих и надругательство над святынями. Документ предполагает появление в УК РФ статьи 243.1, предусматривающей до пяти лет лишения свободы и увеличение штрафов по статье 5.26 КоАП РФ.

Помимо правительства, формулировки в законопроекте раскритиковали Верховный суд и президентский Совет по правам человека (СПЧ). Правозащитники высказали намерение разработать свой вариант законопроекта, а Владимир Путин рекомендовал не спешить с принятием документа. Ожидается, что закон будет рассмотрен в первом чтении весной 2013 года.

Совет по правам человека при президенте счел термин «оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан» юридически «неоправданным и логически некорректным», предложив свои варианты наказания. Члены СПЧ считают, что нужно наказывать за конкретные правонарушения УК: препятствование совершению богослужений, «сопряженное с умышленным унижением достоинства граждан в связи с их отношением к религии» (ст.148, от 300 тыс. рублей штрафа и лишение свободы на срок до 3 лет), хулиганство в храмах (добавить в ст.213 штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей или лишение свободы до 7 лет).

За вандализм в местах богослужения по ст. 214 надо наказывать штрафом от 300 до 500 тыс. рублей или лишением свободы до 5 лет, за надругательство над телами умерших и местами захоронения в объектах религиозного почитания  по ст. 244 – лишение свободы на 5 лет. Кроме того, предлагается наказывать за умышленное публичное унижение достоинства другого лица в связи с его отношением к религии и публичное осквернение предметов религиозного почитания, считают в СПЧ.

Гонения


Патриарх Кирилл в начале февраля на открытии Архиерейского собора РПЦ прямо заявил, что в стране уже больше года длится «антицерковная кампания». «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь», – отметил глава Русской православной церкви, подчеркнув, что церковь находится вне политической борьбы.
По словам предстоятеля РПЦ, существенное давление на церковь оказывается с тем, чтобы унизить ее. При этом, убежден он, в правовом государстве «закон должен защищать не только символы, важные для секулярного сознания, но и предметы, имеющие священное значение для верующих, охраняя их религиозные чувства от посягательств и оскорблений».

Патриарх вспомнил о деле скандально известной панк-группы Pussy Riot, которая в феврале 2012 года провела в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен. Полиция задержала трех участниц акции – Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич, которых Хамовнический суд Москвы 17 августа приговорил к двум годам колонии общего режима за хулиганство. Мосгорсуд 10 октября изменил Самуцевич наказание на условное и освободил из-под стражи в зале суда.

Патриарх Кирилл также вспомнил и о спиливании поклонных крестов по всей России.

Неспокойно верующим и на Украине. Например, в Киеве активистки FEMEN летом прошлого года спилили бензопилой поклонный крест, установленный в память жертв сталинских репрессий, и немедленно стали фигурантками уголовного дела.

РПЦ и силовики появляются вместе в СМИ куда чаще, чем в начале двухтысячных.

В прошлом году представители Общества защиты прав потребителей заявили, что под видом восстановления храма Христа Спасителя в центре Москвы построен бизнес-центр, где под религиозные нужды отведено менее 7% площади, и попросили прокуратуру проверить факты нецелевого использования церковных помещений.

В ответ прокуратура Москвы возбудила два дела по статье 5.60 КоАП РФ (клевета) в отношении главы общества Михаила Аншакова и ОЗПП в целом, однако мировой судья не нашла в действиях Аншакова и ОЗПП состава правонарушения и прекратила производство по делам.

В конце прошлого года на Михаила Аншакова было совершено покушение – его несколько раз ударили в висок монтировкой. Результат: перелом височной кости, ушиб мозга и перелом руки.


В конце января Аншакову снова предъявили обвинение по уголовному делу о клевете на фонд храма Христа Спасителя.  Нынешнее уголовное дело – первое в России, возбужденное по части 2 (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации) новой статьи УК 128.1 (клевета).
Потерпевшим по делу выступает Василий Поддевалин – исполнительный директор фонда ХХС. По версии дознания, Михаил Аншаков оклеветал его в интервью, озаглавленном «Изделие освящено. Обмену и возврату не подлежит», которое председатель ОЗПП дал «Новой газете» в сентябре прошлого года.

Клеветническими, по мнению Поддевалина, являются сведения о том, что в храме Христа Спасителя фактически функционирует бизнес-центр, где расположены офисы 15 коммерческих фирм, автомойка, автосервис, шиномонтаж, автостоянка на 305 машиномест, прачечная, столовая и многочисленные павильоны, торгующие ювелирными изделиями, сувенирами и другим ширпотребом.

Также фонду ХХС не понравилось высказывание Аншакова о том, что на строительство храма в 90-е годы более 10 миллионов человек внесли пожертвования, а вместо первоначального проекта, в соответствии с которым возводился храм и мемориальный комплекс героям войны 1812 года, построен многофункциональный бизнес-центр, где ведется широкомасштабная коммерческая деятельность, в том числе фирмами, оформленными на детей Василия Поддевалина.

РПЦ, впрочем, есть чем ответить не только в суде, но и в медиа.

В конце января на НТВ вышел фильм Бориса Корчевникова «Не верю!» об информационной кампании против церкви. Фильм попытался ответить на вопрос, «кому нужно очернять церковь, и главное – для чего». По мнению авторов картины, серьезную роль в информационной борьбе играют «оплаченные блогеры и политтехнологи», действующие «под прикрытием современного искусства», а также «атеистические фонды».

Комментариев нет:

Отправить комментарий