Мир такой, каким ты его видишь...

Мир такой, каким ты его видишь...

пятница, 22 марта 2013 г.

Надоела зима? Зови весну!


Надоел зимний холод? Хочется тепла да весны? Наши бабушки точно знали, что для этого нужно сделать. Ведь весну надо не только ждать, но и звать. У матушки-природы надо не требовать и брать, а просить и благодарить за то, что дано. И случай подходящий как раз настал... Сегодняшний праздник издавна отмечался в народе под разными названиями – «Жаворонки», «Кулики», «Сороки», «Тетерочный день».
Приходится он на 22 марта, когда день и ночь по продолжительности одинаковые – длина светового дня равна длине ночи. Это не только астрономическая дата – весеннее равноденствие, но и церковный праздник – День поминовения сорока севастийских великомучеников. С днем 22 марта связана традиция кликанья весны и птиц. Птиц – вестников весны – встречали с песнями-закличками и с угощением – особым печеньем в виде птичек. Печеными из сдобного и ржаного теста «жаворонками» угощали друг друга, раскладывали их на окнах дома, скармливали домашнему скоту, оставляли фигурки на пригорках и ветвях деревьев для прилетающих птиц. Особую роль в этом празднике встречи весны отводили детям – именно они весну кликали. Древняя традиция празднования «Жаворонков» существовала повсеместно, сохранялась и в Великую Отечественную войну, и в голодные послевоенные годы, потому что с весной были связаны надежды людей на будущий щедрый урожай. Она нашла свое отражение и в народном прикладном искусстве – вышивке, росписи, игрушке. Весна и плодородие природы связывались в народном сознании с женским началом. Отсюда вышивки с изображением женских фигур с птицами в поднятых к небу руках, каргопольские глиняные фигурки «Бабы с птицами». (Это, к слову, о роли и высоком статусе женщины в сознании наших предков.) Много удивительного и интересного связано с этой традицией. Сейчас о празднике встречи весны и птиц снова начали вспоминать, о нем рассказывают детям в школе. Как же лепить «жаворонков»? Сложно ли это? Какими они бывают? Приемы лепки жаворонков очень древние. Они довольно просты, несмотря на то, что разновидностей фигурок очень много. В некоторых фигурках можно сразу же признать птичку, некоторые настолько архаичны, что напоминают скорее неких фантастических существ. Но они все очень выразительны. Народная фантазия и умение обобщать форму, выбирать самое характерное и запоминающееся породила удивительные произведения. Они живут недолго: тесто – материал, не рассчитанный на века, но каждый год птицы возрождаются заново в руках мастериц. Чуть ли не в каждой деревне лепили своих особенных «жаворонков». Руки хозяек за считанные секунды, как по волшебству, превращали комочек теста в птичку. Несколько надрезов, пара складываний, напоминающих оригами, отпечатки кончика ножа, круглой палочки или зубцов гребенки на поверхности для красоты, и вот – задорный «жаворонок» готов! Рецепты теста разные – их можно найти в интернете. А вот что с этим тестом делать дальше, можно увидеть на моих рисунках. Здесь показаны приемы создания фигурок из тестяного шарика и лепешки. Обращаю Ваше внимание на то, что фигурка делается из цельного кусочка теста. Головы «птичек» могут быть украшены хохолками – их довольно просто создать путем прищипывания кончиками пальцев теста на «голове» птички. У некоторых моделей нарезанная «бахрома» перышек вытягивается и удлиняется в виде отдельных «лучиков». Лепка «жаворонков» – увлекательное занятие и прекрасный повод собраться всей семьей за совместным творческим делом. Приемы лепки может освоить не только взрослый, но и ребенок. Детям это будет особенно полезно, ведь при этом развивается объемно-пространственное мышление, мелкая моторика рук, навыки моделирования, обобщения формы, образное мышление, а так же внимание, зрительная и осязательная память. Это важно, поскольку сегодняшние дети лучше знают, как выглядит и что может новейший гаджет, но не могут вспомнить, как выглядит скворец и чем отличается грач от вороны. В процессе лепки можно поговорить с ребенком о весне, о том, какие изменения происходят в окружающей природе, вспомнить, каких птиц ребенок знает, каких он видел сам, как они выглядят, побеседовать о перелетных птицах. После завершения хорошо бы спеть вместе с ребенком заклички-веснянки. Если подойти к делу творчески, то весна наступит не только по календарю, но и в душе!
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий