Западные прогнозы о скором коллапсе доллара. — Греческий путь для Америки? — В мировой финансовой игре все ставят на золото. — Кто спасёт экономику США? Мистер Обама знает ответ: родину выручит новый министр финансов — Джек Лью. — Выше 16,6 трлн. долл. потолок государственного долга США не поднимется: об этом Лью договорится с Конгрессом.
В последние недели множатся прогнозы о скором коллапсе доллара и замене его какой-нибудь другой валютой (или специальными правами заимствования — корзиной валют, на чём настаивает большой поклонник деятельности МВФ мистер Сорос). Источники мрачных прогнозов — западные СМИ и блоги, американские и европейские. Самодеятельные авторы и опытные аналитики, все как один, дружно пророчат неминуемый крах бледно-зелёненьким денежкам, — и тут же строят догадки о том, что придёт долларам на смену. Многие поглядывают на Россию: а чего это она так много золота в последние годы закупает? Не взять ли нам с неё пример? Другие авторы рассуждают о том, как выжить новому миру без доллара.
В «Global Europe Anticipation Bulletin» (GEAB), издаваемом в Евросоюзе, аналитики рассуждают о реорганизации мира на неких новых началах, которые должны быть приняты в связи с грядущим коллапсом доллара.
Страшный кризис доллара США, говорят авторы материала, вынудит мир полностью трансформировать структуры глобального управления. Следует начать с изменений в международной валютной системе: иначе нельзя будет предотвратить шторм, готовый ударить по самым разным валютам. Одна беда: такую реорганизацию придётся проводить в спешке — ведь штормить-то начнёт уже с марта по июнь.
Однако, старый мир на собирается уступать новому. Начитанные авторы даже цитируют Грамши: «Старый мир отмирает, а мир новый борется за своё рождение — наступает время чудовищ». Чудовища всё никак не угомонятся, пишут в своём пресс-релизе аналитики GEAB.
Главный вопрос тут в том, что речь идёт не просто о долларах, а о нефтедолларах как первоэлементах американского экономического господства. По сути, нефть в таком случае оказывается проблемой мирового масштаба. Мировой экономике грозит девятый вал кризиса. И его предвещают волны помельче.
Сегодня мировую экономику сотрясают «валютные войны»: они имеют не только финансовое, но и политическое измерение. В сущности, они рушат веру во взаимовыгодные отношения между государствами.
Второй крупной волной является проблема бюджетного соглашения между демократами и республиканцами в американском Сенате. Тут речь идёт и о непопулярном повышении налогов, и о потолке госдолга, и о «дефолте», который грянет если не в марте, так в мае.
Третья волна — вероятный спад ВВП в первом квартале 2013 года. Спад будет обусловлен не только общим кризисом, но и тем, что немногие дни экономической активности на северо-востоке страны были потеряны из-за снежной бури «Немо» и эпидемии гриппа.
Скажутся, разумеется, и психологические ожидания. Чтобы угасить эту четвёртую волну, была построена «дамба»: кредитному рейтинговому агентству «Egan Jones», которое славится меньшей пристрастностью по сравнению с тремя большими братьями (один из которых успел уже три раза понизить рейтинг США до уровня «AA–»), на 18 месяцев было запрещено оценивать рейтинг страны. А из трёх основных агентств S&P — единственное, осмелившееся понизить рейтинг США, — подверглось преследованию. Другим остаётся лишь глядеть под ноги, ехидно замечают европейские обозреватели.
Накатывают и следующие волны. Инсайдеры мировых финансов уже сделали огромные ставки на понижение со сроком истечения в конце апреля 2013 года. Примеры: два швейцарских банка меняют организационно-правовую форму — это для того, чтобы их совладельцы не несли личной ответственности за убытки. Известно также, что Эрик Шмидт продал акций «Google» на 2,5 миллиарда долларов.
А тут ещё и правительство США: по всем признакам, оно явно ждёт хаоса в стране. Оно до зубов вооружает Министерство внутренней безопасности: одних только штурмовых винтовок закуплено 7 тысяч. Недавно Обама подписал закон, разрешающий казнь американцев, представляющих «неминуемую угрозу». Общество ропщет, но президенту и дела до этого нет.
Особой волной, предвещающей девятый вал, станет банкротство многих американских банков. Причём правительство спасать их не станет: будет осуществлено управление кризисом в так называемом «исландском стиле»: спасение утопающих предоставят самим утопающим. Банки могут идти ко дну или барахтаться: всё это — их личное горе. Настоящая рыночная экономика, что вы хотите?
Между прочим, судя по восстановлению Исландии, подобное «крутое» решение выглядит в масштабе страны гораздо более действенным, чем программы господдержки. К тому же поддержку попросту нечем оплачивать.
Но, резюмируют европейские экономисты, какой бы ни была политика управления, новый кризисный удар ускорит утрату США своего влияния в мире. «Абсолютное оружие» — доллар — станет бесполезным.
Обозреватель «Money News» Гленн Калиноски пишет, что удельный вес доллара в общей массе предложения валюты в мире снижается. Доля доллара опустилась до 15-летнего минимума. Причина, по мнению специалистов МВФ, — в готовности стран использовать в торговле другие валюты.
«Вообще говоря, подавляющее большинство не верит, что американский доллар утратит свою роль, — заявляет Дик Бове, вице-президент по анализу рынка акций дилерской компании «Rafferty Capital Markets». — Но это случится, и, быть может, в кратчайшие сроки, лет через 5-10».
Надо полагать, это довольно-таки оптимистичный прогноз. Ведь доля доллара в мировых поставках денег действительно сильно упала — с почти 90% в 1952 году до примерно 15% сегодня. Тот же Бове указывает, что «китайский юань, иена и евро имеют большую долю в этой сумме».
И теперь США проиграют в валютной битве настолько, насколько долю своей валюты на мировом рынке удастся увеличить Китаю.
«Если доллар потеряет статус самой надёжной валюты в мире, Соединенные Штаты потеряют право печатать деньги, чтобы оплачивать свой долг, — поясняет Бове. – Нужно будет платить. Рейтинговые агентства уже развернули дискуссию, утверждая, что долг правительства, вероятно, слишком переоценен. Конгресс США, обе палаты, а также сам президент, переживают кризис утраты финансового доверия».
Борьба за секвестр бюджета лишь усиливает тревоги по поводу сохранения финансовой стабильности в США.
Барри Айхенгрин, профессор Калифорнийского университета, предупреждает, что если доллар как ключевая валюта не сможет поддерживать безопасность, ожидаемую инвесторами, он не сможет функционировать и в качестве стабильного обеспечения. Он тут же утратит привлекательность как форма хранения международных резервов.
Потеря долларом статуса резервной валюты, обесценивание доллара (что непременно вызовет валютные войны и расстройство торговых отношений), по мнению главного редактора журнала «Fortune» Алана Слоана, перекроет Америке каналы для высасывания денег из всего мира, который давно уже финансирует американский бюджетный дефицит, что позволяет Белому дому «не утруждать себя сбалансированием счетов».
27 февраля на «Финмаркете» был опубликован обширный материал под заголовком «США пойдут по пути Греции и обрушат доллар». В основу статьи аналитики положили сценарий долгового кризиса в США, разработанный Фредериком Мишкином, профессором Columbia Business School. По его мнению, если американским политикам не удастся снизить дефицит бюджета, к 2018 году Штаты попадут в кризис греческого типа. В этом случае ФРС не останется ничего иного, как только обрушить доллар: с помощью высокой инфляции будет проведён «скрытый дефолт». Причём в группе риска сегодня находятся не одни США, но и Япония и страны Европы. По новейшей теории американских экономистов, долговой и бюджетный кризис неизбежен для стран с госдолгом выше 80% ВВП и постоянным дефицитом текущего счета. Сюда попадают даже Германия с Францией. Что касается США, то они могут попасть в кризис по типу греческого в 2018 году, если у политиков не получится срочно сократить бюджетный дефицит.
Профессор и его сотрудники рассчитали, какой должен быть профицит бюджета страны, чтобы остановить рост госдолга. Если этот показатель далёк от среднего исторического значения для страны, то государству рано или поздно придётся платить премию за риск кредиторам. Если ситуацию с бюджетным дефицитом не удаётся нормализовать продолжительное время, то инвесторы начинают опасаться либо высокой инфляции, которая снизит реальные выплаты им, либо «дефолта». Они просят всё большую и большую премию за риск. Так происходило в Греции: кредиторы не верили, что дефицит когда-либо удастся снизить без выхода из еврозоны и инфляции.
Вот и применительно к США главный риск — высокая инфляция. С её помощью власти могут ускорить рост номинального ВВП и не снизить реальных выплат по долговым обязательствам. Однако прогнозы не учитывают вероятного резкого роста стоимости заимствований.
По мнению Мишкина, госдолг на уровне 90-100% ВВП значительно замедляет рост экономики. Негативные эффекты начинают ощущаться уже тогда, когда соотношение доходит до 70-80% ВВП. И каждый процентный пункт роста дефицита бюджета по отношению к ВВП увеличивает стоимость заимствований на 4,5 банковских процента.
«Если текущий счёт страны абсолютно сбалансирован, но госдолг вырос с 0% ВВП до 40%, в этом случае ставки по госдолгу вырастут всего на 44 б.п. Но если госдолг вырос до 80% ВВП, то ставки увеличатся на 109 б.п. Рост еще на 40% ВВП добавит еще 174 б.п. к доходности.
Если же у страны ещё и проблемы с дефицитом счета текущих операций, то долговой кризис будет развиваться куда быстрее. Например, если средний дефицит счета за пять лет составил 2,5% ВВП, рост госдолга с нуля до 120% ВВП приведёт к росту ставок на 517 б.п. И чем больше дефицит, тем быстрее растет доходность».
Если же у страны ещё и проблемы с дефицитом счета текущих операций, то долговой кризис будет развиваться куда быстрее. Например, если средний дефицит счета за пять лет составил 2,5% ВВП, рост госдолга с нуля до 120% ВВП приведёт к росту ставок на 517 б.п. И чем больше дефицит, тем быстрее растет доходность».
Профессор вычислил, что, к примеру, Ирландии, Италии и Японии нужен профицит выше 4% ВВП. А вот у Португалии госдолг выше 100% ВВП, а стоимость заимствований составляет 11%. Чтобы долг не рос, Португалии нужен профицит уже в 9% ВВП! Остановить же рост госдолга США можно, если снизить дефицит бюджета до 1,8% ВВП с прошлогодних 7,8%.
Казалось бы, не так уж плохи финансовые дела у США. Но есть одно интересное «но», благодаря которому США могут стать «гигантской Грецией».
Экономисты имеют дело с уникальным случаем: американский госдолг в 2011 году составил 103% ВВП, а стоимость заимствований осталась рекордно низкой. Сейчас она составляет примерно 1,4%, причём четверть долга выражена в векселях со сроком погашения один год и меньше, и ставка купона по ним — нулевая. Объяснение столь низких ставок по долгу США: исторически доллар является резервной валютой, и инвесторы вынуждены покупать долларовые государственные облигации. Есть и ещё одно объяснение: если не учитывать ту часть долга, которой владеют американские государственные фонды, то госдолг страны составил бы всего 80% ВВП.
Но в ближайшие годы долг будет расти. Бюджетное управление Конгресса США прогнозирует, что он вырастет до 107% ВВП в 2014 году. Отсюда стоимость обслуживания долга пойдёт вверх.
США настигнет бюджетный кризис, полагает проф. Мишкин. В перспективе 25 лет государственный долг США вырастет до 176% ВВП. Бюджетное управление Конгресса США даёт прогноз роста поменьше: до 159%.
«Если импорт не замедлится, и дефицит счёта текущих операций вновь вырастет до «исторических» 3,7% ВВП, то к 2037 году госдолг США составит 180% ВВП.
…Если же секвестр, назначенный на 1 марта, будет отменён, а безработица не упадёт ниже 6%, то соотношение госдолга к ВВП к 2037 году достигнет 304% ВВП. США повторит опыт Греции — доходность по облигациям страны взлетит до 25% ВВП».
…Если же секвестр, назначенный на 1 марта, будет отменён, а безработица не упадёт ниже 6%, то соотношение госдолга к ВВП к 2037 году достигнет 304% ВВП. США повторит опыт Греции — доходность по облигациям страны взлетит до 25% ВВП».
И ФРС здесь не спасёт правительство. Федрезерву придётся избавляться от бумаг, купленных в рамках «количественных смягчений». Сегодня доходы от их владения ФРС передаёт Казначейству, что, между прочим, служит источником пополнения бюджета. Но в 2017-2018 годах, по расчётам профессора, он иссякнет: ведь ФРС уже с 2015 года (по мнению Мишкина) начнёт постепенно распродавать активы.
Профессор склоняется к мысли о грядущей «монетизации» долга США — то есть обесцениванию доллара через инфляцию, вызванную обыкновенным печатанием денег. Этого можно избежать лишь путём согласия правительства на сокращение расходов. В США причиной «монетизации» долга может стать постоянный дефицит федерального бюджета и явная неготовность политиков разработать план его снижения. Если выйти из политического тупика Белому дому не удастся, то в стране неминуемо начнётся долговой кризис. ФРС ничего не останется, считает Мишкин, и ей придётся «монетизировать» госдолг, тем самым обрушивая доллар и двигаясь по греческому сценарию.
На фоне медленного, но «уверенного» продвижения доллара к коллапсу, в мире дорожает золото. Это происходит двенадцатый год подряд. Инвестиции в чистое золото в 2012 году составили 354 тонны против 103 тонн в 2011-м. В мире покупается и серебро. Американский монетный двор вынужденно приостановил реализацию серебряных монет: они закончились на складе в связи с беспрецедентно высоким спросом.
В Америке плохи дела не только с серебром, но и с золотом.
На днях Казначейство США опубликовало результаты проводившегося с 2010 года аудита своих золотых запасов, хранящихся в Федрезерве (г. Нью-Йорк). Наиболее заслуживающим внимание открытием в данном докладе оказалось то, что США держат на депозите нью-йоркского Федрезерва в общей сложности 34.021 слиток золота высокого качества.
Можно подсчитать, что департамент Казначейства признал, что фактические запасы золота в Казначействе в ФРС составляют всего 466,57 тонны (вместо официально заявленных 8133,5 т). Правда, Казначейство (по его утверждениям) хранит золото и в Форт-Ноксе — но лишь до половины запасов.
Кроме того, в газете «Лос-Анджелес Таймс» не напрасно пишут:
«Стоит отметить, что неплохо было бы пригласить на аудит немцев или швейцарцев в качестве третьей стороны, нежели проводить сугубо частный внутренний аудит. Другой проблемой является то, что департамент Казначейства полностью игнорирует займы и перезаклады хранящихся в центробанке физических золотых слитков. Вольфрам в золотых слитках — лишь часть проблемы…»
Аналитики полагают, что «как нельзя более своевременное» опубликование результатов «золотого» аудита департамента Казначейства «попахивает отчаянной попыткой восстановить утрату к ним доверия со стороны центробанков мира».
Тем временем Россия ускоренными темпами скупает золото. За последние десять лет ЦБ РФ приобрёл 570 т этого драгметалла: это втрое превышает массу американской Статуи Свободы и на четверть больше объёма закупок Китая, занявшего после России второе место.
Собственно говоря, по уровню золотых запасов Россия лишь на восьмой позиции, а Китай — на шестой. Больше всего золота как раз у США — более 8 тысяч тонн. За Штатами идут Германия с 3,391 тыс. т и МВФ с показателем в 2,814 тыс. тонн. Четвёртую, пятую и седьмую позиции занимают Италия, Франция, Швейцария.
«Золотая лихорадка», сопровождающаяся решением Германии вернуть часть золота из Америки «домой», весьма печалит американское Казначейство. Однако вкладывать деньги в золото крайне выгодно. В 2005 г. его стоимость составляла 495 $ за тройскую унцию, а в 2013 г. она находится около 1665 $ за унцию.
У России имеются и природные запасы ценного металла. В 2012 году производство золота в РФ, по данным Геологической службы США, составило 205 тонн.
Российские рыночные аналитики ожидают последствий, которые может вызвать выступление Бена Бернанке, который, вероятно, попытаетсяуспокоить рынки заявлениями о необходимости продолжать реализацию программы «количественного смягчения». Речь главы Федрезерва в среднесрочной перспективе может сыграть против доллара.
Соответственно, можно прогнозировать сохранение и рост цены на золото, а также активную скупку драгметалла центробанками разных стран, включая и те, которые в США называют «развивающимися».
Что в связи со всем этим делать США? Как решать проблему госдолга и дефицита бюджета? Как сохранить доллар в числе ключевых валют? Барак Обама пока придумал только одно: назначить на пост министра финансов мистера Лью.
28 февраля стало известно, что американский Сенат утвердил Джека Лью на должность нового главы Министерства финансов. За его кандидатуру проголосовал 71 сенатор, против — 26.
Вероятно, Обама полагает, что Лью — тот, кто спасёт Америку. «Его репутация знатока финансовых вопросов, который может работать с лидерами обеих партий, уже помогла ему добиться успеха на одних из самых сложных должностях в Вашингтоне», — говорит президент США. Таким образом, Лью отведена роль посредника между республиканцами и демократами в Конгрессе, которые спорят о мерах по сокращению расходов: ведь «автоматический секвестр» к концу года отрежет от бюджета 85 млрд. долларов. А к 2022 году расходы должны сократиться на 1,2 трлн долларов.
Наиболее актуальной задачей Лью будет именно нахождение компромисса для уменьшения силы экономического удара на сумму в 85 млрд. $. Компромисс должен быть найден не позднее 1 марта. Впрочем, средства для большинства операций правительства заканчиваются не 1-го, а 27-го марта. Что касается потолка заимствований, то правительство США, как ожидается, доберётся до него 19 мая. Этот день может стать днём «дефолта»: он состоится, если только между республиканцами и демократами не будет заключено бюджетное соглашение, в итоге которого потолок может быть поднят ещё раз.
Лью, вероятно, возьмёт на себя инициативу в сложных переговорах с Конгрессом о том, чтобы урезать дефицит бюджета США и удержать потолок госдолга на показателе в 16.600 млрд. $.
Новый министр финансов настроен оптимистично и даже пообещал оказать давление на вторую по величине экономику в мире — китайскую. Лью и Обаме не нравится, что КНР ослабляет свою валюту, что позволяет ему получать выгоды от внешней торговли. Между тем искусственно заниженная стоимость юаня наносит ущерб американским компаниям.
Получится ли у Джека Лью решить те масштабные задачи — контроль за госдолгом, сокращение бюджетного дефицита, победа в валютной войне с китайцами, — которые он на себя взял, судить не берёмся. Одно известно: американские министры финансов до Лью жили с этими нарастающими проблемами, успешно отодвигая их решение на будущее. Лью оказался в цепочке последним: отодвигать дальше — некуда.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий